Право беспрепятственного доступа на архипелаг Шпицберген, которым располагают граждане стран-членов Шпицбергенского трактата, не носит абсолютного характера. Об этом Норвежскому телеграфному бюро заявила официальная представительница МИД королевства Ане Лунде.
В министерстве обратили внимание, что временное постановление, наделяющее губернатора Шпицбергена правом выдворять «нежелательных лиц» с территории архипелага, не противоречит положениям документа, подписанного более 40 странами в 1920 году.
«Договор наделяет граждан стран-участниц равным правом доступа на территорию архипелага, однако данное право не является абсолютным, — заявила А.Лунде. — Норвежские власти на протяжении многих лет имели законную возможность по различным причинам депортировать людей со Шпицбергена на основе недискриминационного подхода».
По словам А.Лунде, новое постановление также носит общий характер и не направлено против граждан какой-либо конкретной страны. В принятом Государственным советом королевства документе указывается, что действие временного предписания распространяется на фигурантов санкционных списков СБ ООН и лиц, в отношении передвижения которых введены «международные рестриктивные меры».
Разъяснения МИД Норвегии последовали после того, как в российском дипведомстве сегодня заявили протест против данного решения официального Осло. «Действия норвежской стороны не соответствуют духу международного сотрудничества на Шпицбергене на основе Договора о Шпицбергене 1920 года, — заявили в российском министерстве. — Решительно протестуем против указанного недружественного шага и требуем незамедлительного пересмотра введенных ограничений».
«Российская сторона также обращает внимание на то, что данная мера норвежских властей затрагивает интересы не только России, но и всех стран- участниц Договора 1920 года, без согласия которых Норвегия не вправе вводить правила, ограничивающие установленный этим международным Договором режим свободного доступа на архипелаг», — добавили в МИД России.
В апреле МИД королевства выразил сожаление в связи с тем, что вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сделал остановку на Шпицбергене, направляясь на Северный полюс. С марта 2014 года Д.Рогозин находится в «черном списке» российских политиков и бизнесменов, которым запрещен въезд в ЕС. Несмотря на то, что Норвегия не является членом Евросоюза, она последовательно присоединялась ко всем пакетам европейских санкций против РФ, и въездные ограничения распространяются также и на территорию королевства. Вместе с тем, Шпицберген обладает особым статусом и открыт для безвизового посещения гражданами государств-участниц трактата, в том числе России. В статье 3 договора четко оговаривается, что граждане всех государств, подписавших документ, имеют «одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды, фьорды и порты» архипелага, а также «право остановки в них». Паспортный контроль в аэропорту норвежского Лонгйира на Шпицбергене не осуществляется.
Представители норвежского МИД, в том числе его руководитель Бсрге Бренде, неоднократно заявляли о том, что намерены принять меры для того, чтобы не допустить возможности повторения апрельского инцидента. Так в начале минувшей недели стало известно, что власти страны начали требовать у авиакомпаний, осуществляющих рейсы на Шпицберген, предоставлять полные списки пассажиров.
Арктический архипелаг Шпицберген, который норвежцы называют Свальбардом, расположен между 76-й и 80-й параллелями. Он был передан под суверенитет королевства после Первой мировой войны. Шпицбергенский трактат закрепил суверенитет Норвегии над архипелагом, однако все участники договора, а это более 40 государств, имеют равные права на эксплуатацию его ресурсов. Тем не менее экономическое присутствие на Шпицбергене активно поддерживают лишь Норвегия и РФ.